Ретроспектива классика фотографии Брассая открылась в Москве

Первая в России большая ретроспективная выставка Брассая — венгерского классика фотографии первой половины прошлого века, работавшего во Франции — открылась в московском Мультимедиа Арт Музее.

Настоящее имя фотографа — Дьюла Халас, а псевдоним Брассай означает «из Брассо» — его родного города в Трансильвании. Работы, представленные на выставке, принадлежат парижскому фонду Estate Brassai.

Экспозиция состоит из нескольких разделов. Среди них — фотографии ночного Парижа 1930-х годов, возможно, самые известные работы Брассая, серия «Тайный Париж», героями которой стали маргинальные персонажи вроде бандитов, уличных проституток и курильщиков опиума, и снимки его известных современников, среди которых Дали и Пикассо, сообщает РИА «Новости».

Помимо фотографий, на выставке показывают графику из серий 1950-х «Граффити» и «Ню», две скульптуры — «Голову Пикассо» 1947 года и «Зрелую женщину», созданную в 1971-м, когда Брассай уже не занимался фотографией, негативы «Трансмутаций» — самой личной его серии, некоторые работы из которой он запретил выставлять.

Будущий фотограф начинал как художник — он изучал живопись в Будапеште и Берлинской академии художеств. Во Францию он переехал в 1924-м году в возрасте двадцати пяти лет. Имея журналистский опыт, поначалу он писал статьи для местных газет, сопровождая их карикатурами и снимками, и вскоре пришел к фотографии как к главному делу своей жизни.

«Око Парижа» — так в одном из эссе его назвал Генри Миллер. Для Брассая не было ни запретных тем, ни скучных мест, а любимым временем была ночь. Он мог часами шататься по опустевшему городу с тем, чтобы «запечатлеть красоту улиц и садов в дожде и тумане».

Плод этих долгих прогулок, серия «Ночной Париж», которая появилась на свет в 1932-м году, и принесла известность своему автору. Героями снимков стали афишные тумбы и мосты, фонари и сточные канавы, отблески Сены и пятна фонарей. Брассай бесконечно любуется преображением города в дождливое время, рассеянным светом, контражуром: так, на одной из его знаменитых фотографий «Маршал Ней» статуя, занеся над головой саблю, грозит утопающему в тумане отелю, а на другой, «Фонари», плотную пелену пронзают два огня автомобильных фар.

Персонажи Брассая из другой серии — «Тайный Париж» — появляются в Paris-Magazine, France Tabou, Bifur, в разное время фотограф сотрудничает с журналами Minotaure, Verve, Life и Harper’s Bazaar.